Нормирование стоимости строительства и текущего содержания на РЖД. ИЭРТ
Особенности нормирования стоимости строительства и текущего содержания объектов РЖД. Разработчик ИЭРТ. Стоимость жизненного цикла
 
Российские железные дороги играют стратегически важную роль в экономике
нашей страны. ОАО «РЖД» инвестирует значительные средства в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт не только объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, но и во все социальные программы на всей территории Российской Федерации. В условиях дефицита и ужесточения контроля финансовых ресурсов задача достоверной оценки стоимости строительства, а также затрат на текущее содержание и техническое обслуживание объектов приобретает крайне важное значение.
  Главная особенность ОСНБЖ-2001 заключается в дифференциации по регионам Российской Федерации основных показателей, определяющих сметную стоимость выполнения работ (оплата труда рабочих и машинистов, стоимость эксплуатации машин, стоимость материальных ресурсов и т.д.), а также в возможности использования единых сметно-нормативных документов по определению стоимости строительства независимо от региона.
  В целях определения текущей стоимости строительства объектов институтом ИЭРТ разрабатываются текущие индексы изменения сметной стоимости. Текущие индексы насчитывают более 700 позиций. Они формируются по направле ниям строительства, объектам, комплексам и видам работ (на сооружение верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи и т.д.) для каждой республики, каждого края и каждой области Российской Федерации.
Комплексный подход к составлению сметной документации на строительство объектов в регионах в базисном и текущем уровне на основании ОСНБЖ-2001 и обширной номенклатуры индексов позволяет ОАО РЖД централизованно осуществлять контроль над финансовыми потоками, проводить единую политику ценообразования, не допускать необоснованного увеличения сметной стоимости строительства, и в то же время, обеспечивать соответствие стоимости строительства рыночным условиям.
  Проведенный анализ реализованных проектов подтверждает экономическую эффективность применения ОСНБЖ-2001 как для ОАО «РЖД», так и для государства в целом. Экономия средств от применения отраслевьх нормативов по сравнению с федеральными только на работах по реконструкции верхнего строения пути в 2016 г. составила более 8 млрд. руб.
  В настоящее время возрастает роль укрупненных сметных нормативов как основного инструмента для планирования инвестиций (капитальных вложений);
оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения;
подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование.
  В 2016 г. в рамках государственного контракта институт разработал проект сборника укрупненных сметных нормативов НЦС-07 «Железные дороги». Сборник утвержден приказом Минстроя России от 1 июня 2017 г. N 839/пр. Он включает в себя более 350 показателей на строительство комплексных линейных и специализированных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Институтом разработаны также отраслевые укрупненные сметные нормативы - Сборник ОНЦКРЖ 81-02-07-2017 «Железные дороги», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 1 июня 2017 г. № 1047/р. Показатели отраслевых нормативов цены конструктивных решений предназначены для формирования и экспертизы сметной СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ КОНСТРУКТИВНЫХ решений проектируемых объектов на всех стадиях подготовки проектной документации, при составлении инвесторских смет и подготовке конкурсной документации.
  В соответствии с поручением первого вице-президента ОАО «РЖД» А.А Краснощёка от 25 марта 2016 г. объемы затрат по объектам строительства и реконструкции должны планироваться на основании утвержденных укрупненных сметных нормативов.
  В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации Минстроем России проводится работа по коренному реформированию системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли, которая должна быть завершена к 2018 г. Реформа основана, в частности, на положениях Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»; Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве». Конечной целью реформы является создание Единой государственной сметно-нормативной базы и переход на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства.
  В соответствии со статьей 8.3
п. 1 Федерального закона от 3 июля 1
2016 г. № 369-ФЗ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств юридических лиц,созданных Российской Федерацией, доля в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50% , определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Данное положение является обязательным для ОАО РЖД как компании с государственным участием. Таким образом, использование ОСНБЖ-2001 при составлении сметной документации начиная с 2018 г. допускаться не будет. Составление сметной документации будет производиться на основе документов, включенных в федеральный реестр, в том числе методического характера.
  Проведенный анализ вновь разработанных методических документов Минстроя России показал, что они не в полной мере учитывают специфику строительства
линейных объектов ОАО РЖД
что не позволит корректно определять стоимость строительства. В связи с этим институт совместно с ОАО РЖД в составе «Плана мероприятий по взаимодействию Минстроя России, ФАУ ФЦЦС и ОАО «РЖД» в рамках реформирования системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации» уделяет особое внимание внесению изменений в упомянутые методики, в частности о необходимости учета затрат
при производстве работ в условиях движения поездов, при работе в
окно, а также затрат, связанных с выездом хозяйственных поездов.
  Важнейшей составляющей Единой государственной сметно-нормативной базы является Федеральная государственная информационная система (ФГИС), которая включает в себя данные о текущей стоимости ресурсов: материалов, оборудования, эксплуатации машин, оплаты труда, услуг на перевозку грузов (подсистема мониторинга цен строительных ресурсов). Стоимость материалов и оборудования будет определяться по средневзвешенным ценам заводов-изготовителей. Цены на материальные ресурсы Росжелдорснаба ОАО «РЖД» и комиссии ОАО РЖД по ценам применяться не будут. В составе ФГИС будет иметься перечень заводов, которые предоставляют данные о стоимости своей продукции.
  Существует вероятность того, что некоторые заводы, выпускающие продукцию для ОАО «РЖД» , могут не попасть в упомянутый перечень. Исходя из этого необходимо отслеживать перечень и инициировать включение в него того или иного производителя, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов". Кроме того, следует проводить мониторинг номенклатуры материальных ресурсов (оборудования) для выполнения специализированных видов работ, размещенных в ФГИС, в целях ее возможной актуализации.
  В новой системе сметного ценообразования определение затрат на выполнение работ будет производиться на основе Государственных элементных сметных норм (ГЭСН), а не по единичным расценкам, как в настоящее время.
  На сегодняшний день в ОАО РЖД отсутствует ряд норм, в первую очередь на работы с применением передовых технологий, что вынуждает проектные организации определять затраты на их выполнение "применительно" по действующим нормам. Это приводит к искажению стоимости строительства. К таким работам относятся монтаж микропроцессорных устройств СЦБ и связи (затраты определяются как для релейных устройств), строительные работы по контактной сети и др. Уже сейчас необходимо начать подготовку к разработке норм, учитывающих специфику строительства высокоскоростных магистралей.
  В составе ОСНБЖ-2001 имеются нормы, в частности на монтажные работы по модернизации контактной сети, сооружению железнодорожных платформ "С пути", лечению земляного полотна по технологии «Риттрансстрой» и другие, которые не могут быть включены в федеральный реестр. Это связано с тем, что к упомянутым нормам отсутствует необходимая в соответствии с приказом Минстроя России N 75/ГС обосновывающая документация, так
как на период их разработки такие требования со стороны Минстроя России не выдвигались.
  Все сказанное подтверждает крайнюю актуальность создания в ОАО РЖД системного подхода к
разработке сметно-нормативных документов , позволяющих достоверно определять затраты на выполнение специализированных видов и комплексов работ, и их включение в федеральный реестр сметных нормативов. Разработка указанных документов должна производиться только при подтверждении экономической эффективности применяемых технологий. Следует согласовывать с Минстроем России возможность использования утверждаемых в ОАО «РЖД» нормативных документов (карт технологических процессов, норм времени, расхода материальных ресурсов в качестве исходных данных для разработки элементных сметных норм и др.) и на основании этого вносить изменения в методические рекомендации, утвержденные приказами Минстроя России.
  Предлагаемая институтом общая схема по формированию сметно-нормативных документов в целях определения затрат на работы при строительстве объектов для их включения в федеральный реестр, на работы по текущему содержанию объектов инфраструктуры, а также порядок взаимодействия участников разработки (АО «ИЭРТ», Центр инновационного развития, Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре, Центр организации труда и проектирования экономических нормативов и др.) представлена на изображении. Следует подчеркнуть плановость данной работы и необходимость ее выполнения на постоянной основе.
  В этой связи представляется актуальным безусловное исполнение подготавливаемого в настоящее время Поручения руководства ОАО «РЖД» «Об ускорении внедрения инновационной продукции и обеспечении включения результатов НИОКР в проектно-сметную и конструкторскую документацию при строительстве и модернизации объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», одним из пунктов которого предусматривается организация и выполнение указанных работ.
  С 2011 г. специалисты АО «ИЭРТ» совместно с Центральной дирекцией инфраструктуры - филиалом ОАО РЖД ведут работу по созданию ведомственной сметно-нормативной базы ОАО РЖД по текущему содержанию и техническому обслуживанию объектов инфраструктуры, которая определяет стоимость данных работ на
основании нормативно-технических документов с учетом различных эксплуатационных условий. Это позволяет добиться единого подхода к формированию упомянутых затрат, базирующегося на утвержденных нормативных показателях .
  За указанный период с использованием специально разработанных методических документов по хозяйствам: пути и сооружений , электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики - сформированы единичные нормативы,определяющие затраты на выполнение отдельных видов работ (замену шпал, замер износа контактного провода, смену ламп маршрутных указателей и др.). На их основе с использованием технических нормативов (состава и периодичности работ) рассчитаны укрупненные нормативы, которые учитывают затраты по текущему содержанию объектов за год эксплуатации с учетом их конструктивных и эксплуатационных характеристик. Укрупненные нормативы дифференцированы в зависимости от класса и специализации железнодорожных линий и предназначены для определения средств на текущее содержание по нормативам. Они могут быть использованы при определении нормативной стоимости жизненного цикла (СЖЦ) объектов инфраструктуры.
  Рассчитанный по упомянутым укрупненным нормативам предварительный эффект от внедрения, классификации и специализации железнодорожных линий по сравнению с затратами по текущему содержанию, определенными по ранее действовавшей нормативно технической документации, составляет более 6 млрд. руб. в год (в уровне цен 2015 г.). Представляется крайне важным провести актуализацию упомянутых нормативов в связи с утверждением отдельных технических нормативных документов, а также дифференцировать их по железным дорогам.
  В 2018 г. планируется разработка сметных нормативов на техническое обслуживание систем пожарной автоматики, микропроцессорных систем железнодорожной автоматики и телемеханики сервисным методом.
  Затраты на выполнение работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию объектов инфраструктуры определяются на основании ведомственных нормативных документов. Принципы их формирования могут отличаться от принятых для объектов нового строительства, реконструкции, капитального ремонта, установленных на федеральном уровне. Исходя из этого, возможно сохранить действующую в настоящее время методологию определения стоимости работ по текущему содержанию , т.е. с использованием ведомственных единичных расценок и мониторинга ОАО «РЖД» в части стоимости трудовых и материальных ресурсов. Это связано с тем, что номенклатура материальных ресурсов, используемая при работах по текущему содержанию, имеет узкую специализацию (клеммы, скобы, реле и т.д.). Данные об их стоимости могут отсутствовать или быть определены в ФГИС с большим усреднением. Цены многих ресурсов принимаются по данным Росжелдорснаба ОАО «РЖД» , а не по ценам заводов-изготовителей. Возможно, использование старогодных материалов и т.п. Кроме того, имеются различия в определении величины оплаты труда рабочих: в ФГИС представлены данные о «среднемесячной номинальной заработной плате работников по полному кругу организаций»; в ведомственных документах - заработная плата именно монтера пути, рабочих и специалистов контактной сети и СЦБ. Определение нормативных показателей затрат на работы по текущему содержанию объектов инфраструктуры, как уже говорилось, требуют единых принципов их формирования.
  Подводя итоги, можно выделить следующие вопросы ценообразования, без решения которых достоверное определение затрат на работы по строительству и текущему содержанию объектов инфраструктуры не представляется возможным:
• учет в методических документах Минстроя России специфики ценообразования строительства линейных объектов;
• формирование в ОАО «РЖД» единого порядка осуществления работ, связанных с разработкой сметно-нормативных документов на работы по строительств у и текущему содержанию объектов инфраструктуры; регламента взаимодействия участников разработки; перечня требующих разработки элементных сметных норм;
• разработка на плановой основе сметно-нормативных документов для определения стоимости работ при строительстве и текущем содержании объектов инфраструктуры ;
• мониторинг перечня заводов, предоставляющих данные о номенклатуре и стоимости выпускаемой продукции в ФГИС; при необходимости актуализация перечня заводов и номенклатуры продукции, поставляемой для нужд ОАО «РЖД»;
• расширение номенклатуры и актуализация укрупненных сметных нормативов на строительство и текущее содержание объектов инфраструктуры.
  Кроме того, требуется решить вопросы финансирования работ, касающихся разработки элементных сметных норм и других сметно-нормативных документов по определению затрат при строительстве и текущем содержании объектов железнодорожной инфраструктуры.