Модернизация, реконструкция и госэкспертиза проектов и смет РЖД
Письмо Департамента капитального строительства от 14.04.2016 № исх-1565/ЦУКС В дополнение к письму от 05.04.2017 №Исх-1374/ЦУКС
 
Департамент капитального строительства в связи с возникшими вопросами разъясняет следующее.
 
При разработке сметной документации, подлежащей передаче на
государственную экспертизу для проверки достоверности определения сметной
стоимости, обязательным документом для применения является «Порядок
определения сметной стоимости строительства объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта и других объектов ОАО «РЖД» с применением
отраслевой сметно-нормативной базы ОСНБЖ-2001 (ОПДС-2821.2011)»,
внесенный в федеральный реестр сметных нормативов.
 
Индексы изменения сметной стоимости строительства, сообщаемые
ежеквартальными письмами Минстроя России, предназначены для определения
текущей стоимости строительства и формирования начальной (максимальной)
цены договора при подготовке конкурсной документации. Для расчетов за
выполненные работы указанные индексы изменения сметной стоимости
строительства применять запрещается.
 
К рекомендуемым документам, которые могут использоваться при
формировании начальной (максимальной) цены договора, твердой договорной
цены и расчетов за выполненные работы в пределах утвержденной сметной
стоимости строительства, получившей положительное заключение
государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости,
относятся следующие документы, утвержденные ОАО «РЖД»:
ОПДСтс-424.2014, ОМДС-434.2010, ОПДЦт-666.2013, ОМДСп-2697.2009,
ОПДСпнр-1137.2015, а также письма Департамента капитального
строительства по вопросам ценообразования.
 
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. № 427 проверка на предмет достоверности определения
сметной стоимости проводится в отношении сметной стоимости
строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое
перевооружение связано со строительством или реконструкцией объектов
капитального строительства) и капитального ремонта объектов капитального
строительства. Определения соответствующих понятий (объект капитального
строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт)
содержится в пунктах 10, 13, 14, 14.1, 14.2, 14.3 статьи 1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации.
 
Решение вопроса о необходимости направления документов для
проведения проверки, предусмотренной частью 2 статьи 8.3
Градостроительного кодекса Российской Федерации, является прерогативой
заказчика и управляющего проектом.
  Начальник Департамента капитального строительства ОАО «РЖД»      А.С. Макаров
Письмо Департамента капитального строительства от 5.04.2016 № исх-1374/ЦУКС О разъяснении нормативных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти
 
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г.
№ 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной
стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства, финансирование которых осуществляется с
привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами
Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц,
доля в Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых
составляет более 50 процентов (далее Постановление № 427), Департамент
капитального строительства разъясняет отдельные вопросы ценообразования и
сметного нормирования и прохождения государственной экспертизы проверки
достоверности сметной стоимости.
 
Сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта
(далее- сметная стоимость строительства) объектов капитального строительства
ОАО «РЖД», как юридического лица, доля Российской Федерации в уставном
капитале которого составляет более 50 процентов, определяется с
обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный
реестр сметных нормативов и подлежит проверке на предмет достоверности ее
определения независимо от источников финансирования и способа
производства работ.
 
До 1 января 2018 г. сметная стоимость строительства объектов
капитального строительства в базисном уровне цен по состоянию на
1 января 2000 г. определяется по отраслевым сметным нормативам
ОСНБЖ-2001, включенным в федеральный реестр сметных нормативов.
 
Текущая стоимость строительства объектов капитального строительства
определяется с применением федеральных индексов изменения сметной
стоимости, рекомендованных Минстроем России.
 
С 30 ноября 2016 г. сметная стоимость строительства объектов
капитального строительства ОАО «РЖД» в обязательном порядке подлежит
государственной экспертизе на предмет проверки достоверности ее
определения в порядке, установленном Постановлением № 427.
 
Проверка сметной стоимости осуществляется одновременно с
проведением государственной экспертизы проектной документации и
результатов инженерных изысканий. Проведение такой проверки после
проведения государственной экспертизы возможно только в случаях,
указанных в подпунктах «б», «6.1» и «6.2» пункта 3 Постановления № 427.
 
Проверке не подлежит сметная стоимость по объектам капитального
строительства, финансируемых за счет собственных средств ОАО «РЖД», если
проектная документация получила положительное заключение
государственной экспертизы и сметная документация положительное
заключение ведомственной или негосударственной экспертизы до
30 ноября 2016 г.
 
При определении сметной стоимости строительства объектов
капитального строительства, подлежащих передаче на государственную
экспертизу на предмет проверки достоверности определения сметной
стоимости, нормативные документы по вопросам ценообразования,
утвержденные ОАО «РЖД» и внесенные в федеральный реестр сметных
нормативов являются обязательными для применения, остальные документы
имеют рекомендательный характер. Данные документы могут использоваться
при формировании начальной (максимальной) цены договора и расчетов за
выполненные работы в пределах утвержденной сметной стоимости,
получившей положительное заключение государственной экспертизы о
достоверности определения сметной стоимости.
 
Сметная стоимость всех видов ремонтов, кроме капитального, а также
стоимость работ по техническому перевооружению объектов капитального
строительства (если такое перевооружение не связано со строительством и
реконструкцией объекта капитального строительства), не подлежащих проверке
на достоверность определения сметной стоимости, определяется в ранее
установленном ОАО «РЖД» порядке.
 
Письмо Департамента капитального строительства от 2 июня 2014 г.
исх.-1878/ЦУКС отменяется.
  Начальник Департамента капитального строительства ОАО «РЖД»      А.С. Макаров
Письмо Департамента капитального строительства от 15.12.2016 № исх-5558/ЦУКС
 
12 ноября 2016 года Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. подписано постановление №1159 о критериях экономической эффективности проектной документации, в рамках которого внесены существенные изменения в Положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее Положение), утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №427. Согласно внесенным изменениям его действие стало распространяться на юридические лица, доля Российской Федерации в уставном капитале которых составляет более 50 процентов. В соответствии с требованиями раздела 4 Положения проверка достоверности сметой стоимости должна производиться в организациях, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
  Согласно п.2 Положения проверка сметной стоимости в отношении объектов капитального строительства осуществляется независимо от:
- необходимости получения разрешения на строительство;
- обязательности подготовки проектной документации;
- обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
 
При этом проверка достоверности сметной стоимости должна осуществляться одновременно или после проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (технической части), за исключением только тех случаев, когда подготовка проектной документации и ее государственная экспертиза не являются обязательными.
В соответствии с вышеизложенным с момента публикации постановления №1159 все проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) и капитального ремонта объектов капитального строительства ОАО «РЖД» должны направляться на государственную экспертизу как сметной, так и технической частей.
  Обращаю внимание, что Градостроительным кодексом Российской Федерации регламентированы определения понятий «строительство»‚ «реконструкция» и «капитальный ремонт». Такой вид строительства как «модернизация» Градостроительным кодексом не определен и по предусмотренному проектом набору работ должен быть отнесён к одному из вышеперечисленных.
  Фактический срок проведения государственной экспертизы составляет около 60 дней. Однако, по многим объектам, реализуемым за счёт средств ОАО «РЖД», время на прохождение государственной экспертизы не предусматривалось.
  Также необходимо отметить, что по объектам капитального ремонта и модернизации разрабатывается только рабочая документация, что не позволит передать их на государственную экспертизу, а заданиями на проектирование не оговорена необходимость выдачи электронной версии в соответствии с приказом Минстроя России от 21.11.2014 № 728/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». Для подготовки проектной документации в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» по таким объектам потребуется дополнительное финансирование и время на её разработку.
  В связи с вышеизложенным прошу рассмотреть запланированные ранее сроки утверждения проектной документации, открытия финансирования, проведения конкурсных торгов, поставки оборудования, начала и окончания выполнения строительно-монтажных работ и ввода объектов нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта и в срок до 25.12.2016 представить предложения по исключению рисков срыва инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2017 год, и при необходимости, её корректировке по объектам, управляющим по которым является Департамент капитального строительства.
  Начальник Департамента капитального строительства ОАО «РЖД»      А.Б. Тихонов
Вместе с тем: определения из налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5.08.2000 N117-ФЗ (редакция от 28.12.2016)
  Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
  К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
  В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
  К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Вместе с тем: ответ ФГУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ РОССИИ" на вопрос 2008-10-27 "Требуется ли экспертиза документации на техническое перевооружение?"
  Ответ: Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение государственной экспертизы проектной документации на техническое перевооружение, которая не предусматривает возведение новых объектов капитального строительства, изменение параметров существующих зданий и сооружений, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема), а также изменение качества инженерно-технического обеспечения, не регламентировано.